Для ташкентцев с прошлого года это была вторая знаменательная творческая встреча 12 02 21 с актёром Молодёжного театра Узбекистана Александром Васильевичем Колмогоровым - на этот раз в его 70-летний юбилей. Это был душевный разговор замечательного человека, мастера сцены, актёра, поэта и драматурга со зрителями о жизни, творчестве, театре и кино. Она прошла под знаком, заданным в начале театрализованной встречи с юбиляром его молодыми коллегами, директором Молодёжного театра Хасаном Салиховым и главным режиссёром театра Обидом Абдурахмановым: «Быть или не быть… актёром?»
На этот риторический вопрос выступавший
виновник торжества искренне и подробно ответил своей творческой биографией,
ничего не утаивая от зрителей. Александр, подтянутый, худощавый, невысокого
роста, обаятельный мужчина с открытой доброй улыбкой, пригласил поклонников
своего творчества вместе с ним пройти за 2, 5 сценических часа его жизненный
путь с ухабами, неожиданными поворотами, взлётами и падениями, преданной
дружбой земляков-ташкентцев, где бы они ни
были, и непреклонной верой в судьбу, мечту с раннего детства стать
артистом и своё на редкость счастливо реализованное призвание.
Александр Колмогоров родился 29 января
1951 года в Ташкенте. С десяти лет был юным диктором в ташкентском
радиокомитете. Окончил театральную студию при Академическом русском театре им.
Горького в Ташкенте (курс заслуженного артиста УССР В.М. Стрижова) по специальности
– актёр театра и кино (1976) и по совету своего друга Александра Файнберга - филологический
факультет Ташкентского государственного университета (1978). На ташкентской
студии телевидения девять лет был автором и ведущим (в роли Капитана) детской передачи
«Угадай-ка!». С 1973 по 1998 годы с двухгодичным перерывом служил актёром в
Ташкентском ТЮЗе (ныне Государственный Молодёжный Театр Узбекистана) и в театре
– студии «Ильхом». Вот как об этом он вспоминает:
- Многие ташкентские актёры параллельно с работой
в своих театрах «подрабатывали» в «Ильхоме». И приносили туда свои привычки,
вносили свою лепту в бурную жизнь студии. В восьмидесятые годы театральные
коллективы Москвы и Ленинграда были частыми гостями в нашем студийном подвале. Поздно ночью, после своих спектаклей – и мы,
ташкентцы, и они, гастролёры, — спешили в «Ильхом». Мы – показать свой
студийный спектакль, они – увидеть его. А потом посидеть за столами,
пообщаться, поесть плова, поднять тост за дружбу. Чудесные были посиделки!
Ленком, Таганка, Лицедеи… Чаще всего посиделки эти перетекали в
импровизированные концерты, пение песен из спектаклей, танцы до утра.
Лицедеи-полунинцы, например, одарили нас, актёров студии, трехчасовой
ретроспективой своих лучших номеров, взятых из разных программ, сочинённых ими
за десять лет существования! Это было клоунское искусство высочайшего класса! А
как азартно пели «для своих» Караченцов, Крис Кельми, Золотухин! Алла Демидова
привозила любительские видео с репетиций театра, концертов Высоцкого… Глубоко,
интересно размышляли о театральных процессах и личностях Захаров, Цуладзе,
Рощин, Злотников, Смелков…
В 1976-77 годах Александр Колмогоров работал
актёром в Ростовском театре Ленинского Комсомола. Этому счастливому случаю он
обязан мастеру актёрского курса Виктору Максимовичу Стрижову. Вот как об этом
вспоминает Александр Колмогоров:
- На первом курсе нас было 35 человек. К
моменту показа дипломных спектаклей осталось 12. Как строгий любящий отец, Виктор
Максимович был справедлив и беспощаден,
когда речь шла о профессии. В год окончания студии он обзванивал друзей-режиссёров
разных театров Союза, пристраивал нас, своих детушек… Я ждал его звонка в
Ленинграде. Должен был ехать в драмтеатр Казани, который был тем летом на
гастролях. В результате перезвонов и его величества случая, попал в Ленком
Ростова-на-Дону к Юрию Ивановичу Ерёмину.
В период с 1997 по 1998 годы был главным
режиссёром Ташкентского театра оперетты. Здесь до сих пор стоят в репертуаре
его постановки: «Моя парижанка» и «Ребёнок напрокат» («Крошка»), фрагменты из
которого могли увидеть зрители в день бенефиса юбиляра на сцене Молодёжного
театра в исполнении Игоря Бухаидзе и Натальи Комарь.
С 1998 по 2018 годы Александр Колмогоров жил
и работал в Москве. В Москве служил в столичных театрах: «Студия – 69», Театр мюзикла
«Монотон» им. Леонида Филатова, в театре-студии «Добрый день». Это тоже были
годы, наполненные творческим поиском себя:
- Снова свела судьба с Виктором Максимовичем в
Москве, в театре мюзикла им. Леонида Филатова. В нём он, кроме прочих
спектаклей, поставил нашу с композитором Анваром Эргашевым музыкальную комедию
«Крошка». В свои неполные 80 лет он отважно, мастерски сыграл в ней ключевую
главную роль! И в творческой судьбе своих учеников Виктор Максимович, как и в
моей, тоже сыграл ключевую главную роль.
Александр Колмогоров сыграл на сцене более
40 ролей. В их числе: Учёный (Шварц. «Тень»), Персине (Ростан. «Романтики»),
Володя (Петрушевская. «Дорогая Елена Сергеевна»), Царь (Ершов. «Конёк
–горбунок») Василий («Салют динозаврам»), Валер (Мольер. «Лекарь поневоле»), Иван
(Шукшин. «До третьих петухов») и другие. Снимался в фильмах: «Эти ребята на
гоночных» (реж. Э. Ишмухамедов), роль бригадира;
«Огненные
дороги» (реж. Ш. Аббасов), роль секретаря ЛКСМ; «Жил – был дед» (реж. Б.
Казаков), роль актёра; «Легион» (реж. Г. Николаенко), роль отца главного героя;
«Энигма» (реж. М. Рудкевич), роль военврача;
Сериал
«Жертва любви» (реж. Р. Кубаев), роль профессора Ромова и других.
В день бенефиса на сцене Молодёжного театра
Александр сыграл фрагмент из спектакля Василия Шукшина «До третьих петухов». Зрители
оценили овациями, как его главный герой Ванька-дурак оказался не просто хитрее
трёхглавого дракона и Бабы-Яги, но куда смелее и мудрее наших современных
пассивных горе-борцов с чиновничеством и бюрократией. Публика также увидела на
большом экране отрывки художественных фильмов с участием юбиляра.
Александр Колмогоров - автор пьес,
либретто и киносценариев. В Ташкенте и Москве издано три сборника его стихов и
книга прозы. Он публикуется в журналах разных стран. Его произведения
переведены на немецкий, грузинский, датский, украинский и армянский языки. На творческом вечере он прочитал несколько поэтических
произведений и вместе с актёрами Молодёжного театра исполнил песню «Ташкентское
детство» на свои стихи из сборника «Глиняная игрушка» (М., 2015):
Ветер осенний с
далёких морей
Гнёт тополя, точно мачты
фрегатов.
Криками чаек и песней пиратов
Бредит листва городских
тополей.
Пыль подоконников бредит
дождём.
Мутным. Холодным. И не
отвертеться,
Если пойму: Краснокожим
Вождём
Через заборы, кратчайшим
путём
Лезет мне в душу ташкентское
детство.
………………………………………….
Где эта улица, где этот дом?
Срыли. Состав над домами
несётся.
Светится буковка «М» над
колодцем
Синим, от холода мутным
огнём.
Бог с ней.
…Но только бы
ветер с морей
Гнул тополя, точно мачты
фрегатов,
Только бы помнили песню
пирата
Город, листва городских
тополей.
Этот ветер с южных окраин заставил Александра
Колмогорова вернуться в родной город, пройтись по старым улочкам Шумиловского
городка, где прошло его детство, от которого, увы, остались одни руины. И
всё-таки, по словам Александра, это было возвращение к родным местам «в поисках
радости». С 2018 года по настоящее время Александр Колмогоров живёт в Ташкенте,
служит актёром в Государственном молодёжном театре Узбекистана и активно занят
в спектаклях: «Скрипач на крыше» - Поп;
«Аленький
цветочек» - Купец; «Питер Пэн: письмо Зимнему Волшебнику» - Зимний Волшебник и
других.
Александр
Колмогоров сердцем чувствовал свое предназначение в жизни. Для него важно было определить
это назначение, или, лучше сказать, призвание, которое и есть смысл жизни. Для
него было важно не изменить ему, а идти тропой, порой тернистой, но которая зовёт
человека следовать зову его души. Он мечтал с детства о волшебной силе огнива, рассказанной
великим датским сказочником Гансом Христианом Андерсеном, о роли солдата,
которого попросила ведьма достать огниво из дупла старого дерева, а заодно
деньги, которые лежат в трёх сундуках, охраняемых тремя страшными собаками и,
конечно, о доброй и прекрасной принцессе. В этом спектакле даже откровенному
злу был обещан свой кусочек счастья.
На сцене актёры Молодёжного театра представили эти
волшебные образы датского сказочника, которыми грезил в детстве маленький Саша.
И далее в этой более чем двухчасовой исповеди мастеру помогли раскрыться его
друзья: Фотима Режаметова, Анвар Картаев, Екатерина Игнатович и другие из
Молодёжного театра Узбекистана; Олег Галахов из Государственного академического
русского драматического театра; Игорь Бухаидзе и Наталья Комарь из Государственного
театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана; актёры театра «Ильхом» Сейдулла
Молдаханов и Марина Турпищева, а также бывшие коллеги из Москвы, приславшие
свои видеопоздравления.
Замечательный художник театра и кино Шухрат Абдумаликов, работавший с Колмогоровым много лет в «Молодёжном театре», подарил имениннику свою картину «Где моё небо?» и низко поклонился ему. Совсем юные участники драматического кружка школы Max-school, которым по совместительству руководит в последние годы Александр Колмогоров, представили театрализованные сценки по басням Ивана Крылова «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», вызвавшие в зале дружные овации. Все участники программы наполнили моноспектакль одного актёра своими искренними приветствиями; фрагментами текущих постановок, в которых звучали лирические песни и шуточные куплеты на стихи Александра; детской наивной инсценировкой басен И. А. Крылова, убедившей всех, что вкус к русской классике ещё не потерян молодым компьютерным поколением; наконец, театральным карнавалом в финале представления, а также цветами, подарками и признаниями в любви юбиляру в расцвете его творчества, с которым все, как один, желали вместе отметить предстоящий столетний юбилей:
- Дядя Саша, - так называли его коллеги.
- Желаем вам, Александр Васильевич, сохранить тепло, которым вы делитесь с
нами, внутри себя, будьте счастливы и здоровы!
Эта светлая линия жизни однажды протянулась из Ташкента в Москву и снова вернулась на круги своя! Пусть она длится для него и для нас всех ещё долго-долго...
Гуарик Багдасарова
Фото: Александр Жудро
Комментариев нет :
Отправить комментарий