В Музыкальной гостиной Государственного
академического Большого театра оперы и балета ГАБТ им. А. Навои 05 02 21, в
связи с ослаблением карантинного режима в узбекской столице, на вечер романсов
русских композиторов собралось необычно много любителей классической музыки.
Всем хотелось поближе познакомиться с творчеством молодых солистов ГАБТ им. А.
Навои - Султанбеком Абдурахимовым (бас) и концертмейстером Марией Жуковой
(партия фортепиано). Композицию, режиссуру, лирическую поэзию возложил на себя заслуженный
деятель искусств, режиссёр-постановщик ГАБТ Андрей Слоним.
Предваряя концертную программу, Андрей
Слоним рассказал, что ему поручено руководить экспериментальной творческой мастерской
молодых солистов, совершенствовать их сценическое мастерство в особенностях
театра оперы, сочетающего экспрессивное пение и динамику актёрского мастерства
и пластики в единое и неразрывное целое. В рамках разнообразных действий и проектов
этой мастерской намечено активное стремление всесторонне и полноценно готовить
талантливую творческую молодёжь к высокопрофессиональному участию в спектаклях,
концертах и других разнообразных проектах Большого театра. «И хотя и ранее мы с
радостью встречались с проектами, включающими активное и плодотворное участие
молодёжи – нынешний концерт, по существу, стал первым творческим экзаменом и
результатом коллективного труда участников этого проекта, представленный на суд
массовому зрителю», - заверил публику режиссёр-постановщик ГАБТ Андрей Слоним.
Султанбек Абдурахимов, уроженец Намангана,
стал одним из талантливых выпускников ГКУз. Ученик по классу сольного пения
замечательного мастера оперы и педагога, заслуженной артистки Узбекистана Ольги
Александровой, ещё во время учёбы стал неоднократным лауреатом многих престижных
конкурсов - Международный фестиваль «Виктория» (Ташкент, 2016); Конкурс Назиры
Ахмедовой; Международный конкурс «Bella Voice»
(Москва) – Гран-при. С 2016 года служит в оперной труппе ГАБТ имени А. Навои,
успешно исполняет достаточно обширный круг оперных партий. Зрители хорошо знают
Султанбека Абдурахимова по обилию успешных выступлений в спектаклях и концертах
театра.
Мария
Жукова, выпускница ГКУз, проявила себя как способная и перспективная пианистка
с ярко выраженной склонностью к профессии концертмейстера. Известно, что далеко
не каждый самый талантливый пианист может реализовать себя как
ансамблист-концертмейстер, носитель совершенно особой профессии музыканта.
Мария Жукова, начавшая плодотворную работу концертмейстера в ГАБТ им. А. Навои,
выступает здесь, на Малой сцене театра, уже со вторым сольным концертом, где
она с успехом подготовила вместе с исполнителями разнообразную и обширную
программу.
Вечер
открылся исполнением романса Сергея Рахманинова «Утро» на слова Михаила Янова
для голоса с фортепиано. Композитор создал его в 1891–1892 годах и посвятил
своему другу, композитору и критику Юрию Сахновскому. В нём был передан диалог
утра с рождающимся днём в самых нежных лирических тонах, которые сумели
подслушать у природы поэт и композитор – эта вокально-музыкальная тончайшая перекличка
мгновенно выразила доверие публики к исполнителям, сразу поразившим их своим
слаженным дуэтом, слиянием слова и музыки.
Ведущий
программы Андрей Слоним анонсировал, что этот романс весьма непрост и по
мелодике, и по нюансировке, и по требованию к выразительности слова. В чутком и
слаженном ансамбле Султанбека и Марии многомерное естество этого романса
раскрылось во всей полноте. Конечно, в каждом нюансе, элементе фразирования, и
темповой, и звуковой динамике, и в выстройке драматургии произведения – ощущалась большая скрупулёзная работа артистов
с вокальным педагогом Ольгой Александровой и режиссёром проекта Андреем
Слонимом, который чётко организовал и органичную композицию всего вечера, и
режиссуру каждого отдельного номера, воспринимавшегося как некий своеобразный и
выразительный моноспектакль. Порадовало
и то, что Султанбек Абдурахимов проявил особое пристальное внимание к
выразительности русского языка, к особым стилевым манерам исполнения каждого из
сложнейших произведений русской романсовой классики, требующей полного и
безоговорочного погружения в тончайший и трепетный внутренний мир души лирического
героя. И состоялось главное – убедительный и живой «Театр романса», захвативший
внимание каждого зрителя и вызвавший ответное сопереживание. Буквально, с
первых нот и фраз установился этот желанный контакт с залом, чутко реагирующим
на излучаемую солистом и пианисткой энергию души... И приём был искренним и
истинно горячим!
В
ходе программы Султанбек и Мария на одном дыхании исполнили популярные романсы:
П. Чайковского (стихи А.К. Толстого) «Средь шумного бала» и М. Глинки (стихи А.
Пушкина) «Я помню чудное мгновенье». Слушать и воспринимать эти романсы было
необычайно интересно – они, буквально, рождались и излучали свет из глубин души
молодых исполнителей, исключительно «от себя» и «сегодня, здесь и сейчас», и
потому особенно глубоко откликались в сердцах внимательной публики.
Эта
существенная часть программы навела на мысли о том, что Россия - родина многих
великих людей. Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Иванович Глинка – эти имена
хорошо известны не только россиянам, но и другим народам, так как они внесли
неоценимый вклад в развитие национальной и смежных культур. Пушкин стал
основоположником русского литературного языка, а Глинка заложил основы
национальной классической музыки. Будучи современниками, они были соединены не
только дружескими отношениями, но и творческими связями. Композитор на
стихотворные тексты поэта написал немало произведений, искусно соединив в них воедино
слово и музыку. Одним из образцов слияния талантов двух "титанов"
стала вокальная миниатюра «Я помню чудное мгновение» - романс, в котором Глинка
своей вдохновенной музыкой сумел тончайше отразить все нюансы поэтического
языка гениального Пушкина.
А.Е. Слоним между вокальными номерами уделил также
внимание «линии жизни» Георгия Васильевича Свиридова – одного из самых ярких и
своеобразных художников своего времени. В XX веке редко можно встретить
композитора, сознательно посвятившего своё творчество вокальной музыке,
раскрывающего в произведениях этого жанра сокровенные мысли о жизни и смерти, о
добре и зле, о Родине, её истории и народе, о своих предках и современниках, об
искусстве и его высокой этической миссии. Оратории и кантаты,
вокально–инструментальные поэмы и циклы романсов и песен – всё это
многочисленные разветвления избранного композитором рода музыки, ни одна из
ветвей которого не является побочной, второстепенной, а все равно значительны. Для
голоса в сопровождении фортепиано Свиридовым в 1935 году были написаны шесть романсов
на стихи Пушкина.
Андрей
Слоним отметил, что Г.В. Свиридов всегда очень требовательно относился к
поэтическому тексту и избирал, как правило, лишь, действительно, высокие
поэтические образцы. Правда, в некоторых случаях он обращался со стихами
свободно, сокращал, иногда заменял слова или соединял строки из разных
стихотворений, но делал это всегда очень тактично, с сохранением стиля поэта, а
главное – ради более полного музыкального раскрытия художественной идеи.
В
концерте на Малой сцене ГАБТ Султанбек Абдурахимов с глубоким чувством исполнил
романсы Г. Свиридова на стихи А. Пушкина «Зимняя дорога» и этого же композитора
с широким размахом - «Русскую песню» (стихи народные). В «Русской песне»
молодой артист сумел сочетать песенную гибкость и широту мелодии с точностью и
психологической правдивостью декламации.
Среди
высоких незаурядных личностей, чьё творчество и судьба соприкасались с А. С.
Пушкиным, был и Александр Сергеевич Даргомыжский – русский композитор, который
также, как и Глинка, является основоположником русской классической школы. В середине
XIX века, как известно, исключительное место в
практике салонного музицирования занимали песни, романсы, арии, т. е. вокальная
музыка. А.С. Даргомыжский более 20 лет дружил с Михаилом Глинкой, несмотря на
разницу в возрасте. Его отличали тонкий поэтический вкус, острое ощущение
поэтического слова, именно поэтому вокальное наследие композитора почти не
знает посредственных стихов. Это слияние высочайшей поэзии и тончайшей музыки
донёс до публики Султанбек Абдурахимов, чутко и нежно исполняя такие сложнейшие
по драматургии, подтексту и смыслу произведения, как романс А. Даргомыжского на
стихи Александра Пушкина «Юноша и дева» и «Мне грустно» на стихи Михаила
Лермонтова.
Молодой певец также задушевно, свежо исполнил довольно редко исполняемые произведения: М. Глинки (стихи А. Пушкина) «Признание»; Г. Свиридова (стихи А. Пушкина) «Подъезжая под Ижоры...» и другие контрастные по своему настроению вокальные произведения. Каждая из этих камерных вещей требовала от исполнителя особой трактовки и музыкально-вокального прочтения: надо было заново прожить их как мини-спектакль, пропустить через своё сердце и донести до зрителей боль и страдание, порой легкомысленную радость и юношескую беспечность лирического героя, как, например, в романсе Г. Свиридова «Как яблочко, румян...» на стихи П.-Ж. Беранже в переводе А. Курочкина, который артист исполнил с большим сарказмом.
Ведущий
программы Андрей Слоним усилил эти впечатления от концерта декламацией
разножанровых поэтических произведений, органично лёгших в канву музыкального спектакля.
Это были «Чаша жизни» М. Лермонтова; «Для берегов отчизны дальной...» А. Пушкина.
Лирическая тема продолжила своё развитие в известном стихотворении С. Есенина
«Отговорила роща золотая...». Андрей Слоним прочитал наизусть эти стихи со
своим особым отношением к ним и трагической простотой, без «модного» сегодня
при исполнении есенинских творений «ложнокабацкого» надрыва, мелодраматизма – а
во всей драматичной простоте. Спектакль-концерт был бы неполным по полифонии
затронутых в нём чувств, если бы не прозвучало саркастическое стихотворение П.-Ж.
Беранже «Знатный приятель» («Червяк») в блестящем «театрализованном» исполнении
А. Слонима, вызвавшее в зале продолжительный смех и дружные овации.
Когда
зрители вместе с участниками программы прошли и пережили все муки ада и рая, их
подвели к выстраданному знаменательному финалу. Это были «День обид» и «День
радости» Дмитрия Шостаковича из камерно-вокального цикла на стихи Евгения
Долматовского, очень редко исполняемые в современном музыкальном мире из-за
технической сложности этих произведений для голоса и фортепиано.
Вокальные
циклы в творчестве зрелого Шостаковича занимают важное место. «Пять романсов на
стихи Долматовского» - это волшебный веер настроений любви: День встречи, День
признаний, День обид, День радости, День воспоминаний несут в себе законченный
сюжет. Помимо примет «оперности» (объединённости всех частей лейтмотивами,
контрастности эпизодов, ярких характеристик героев), в цикле присутствуют и
элементы инструментальной музыки: общность тематического материала, его
вариационность. Слушателей во время исполнения заключительных, контрастных по
настроению, романсов - «День обид» и «День радости» - не покидало ощущение, что
они находятся на представлении своеобразной камерной оперы в концертном
исполнении.
Тончайшее сплетение поэтического
и музыкального начал в концерте всегда рождает ни с чем не сравнимые, не
испытанные ранее ощущения. Слово будто рождается заново, приобретает новое
звучание, всё больше наполняется смыслом. Каждый маленький союз поэзии и музыки
даже в рамках полуторачасового концерта творит целый мир, необъятную Вселенную,
бесконечно разнообразную и сложную. Отрадно, что Султанбек Абдурахимов и Мария
Жукова в творческом союзе и соответствующем художественном обрамлении автора
композиции, выразительных преамбул к каждому номеру и исполнителя поэтического
Слова - Андрея Слонима – воплотили главную идею программы (она в названии!) в
полной мере и доставили несказанную радость всем собравшимся в Музыкальной
гостиной театра. Вот почему после концерта зрители долго не отпускали громкими
овациями и возгласами «Спасибо!» полюбившихся солистов. А.Е. Слоним заверил
всех, что это только начало реализации грандиозного творческого проекта и нас
впереди ожидает ещё много подобных счастливых встреч с молодыми талантами ГАБТ
им. А. Навои.
Гуарик Багдасарова
Фото: Ирина Кепанова
Комментариев нет :
Отправить комментарий