четверг, 25 февраля 2021 г.

В концертном зале Союза композиторов и бастакоров Узбекистана прозвучало «Аве, Мария!» на разных языках

 





        В череде пасмурных дней, выпавших на четвёртую неделю последнего зимнего месяца, 22 02 21 выдалась по-настоящему чудесная весенняя погода. Мягкое солнце прогревало свежие зелёные газоны и ярко освещало обновлённый фасад Союза композиторов и бастакоров Узбекистана после его реорганизации два года назад. Любителей классической музыки радушно встречал и провожал в уютный концертный зал председатель СК РУз, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Рустам Абдуллаев.

Открывая концерт-антологию под обобщающим названием «Аве, Мария!», Рустам Абдуллаевич напомнил гостям, что Союз композиторов и бастакоров Республики Узбекистан был основан в 1938 году и уже более восьмидесяти лет является неотъемлемой частью музыкальной жизни нашей страны – он объединяет более 120 композиторов и музыковедов, помогает деятельности учебных заведений, организует фестивали, концерты, конкурсы и лекции, мастер-классы.

          «В этом зале, – подчеркнул известный узбекский композитор, – представляли своё творчество выдающиеся деятели музыкальной культуры: Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, такие отечественные корифеи, как Е. Финченко, Д. Штерн, А. Джаббаров, Р. Вильданов, А. Малахов, Ф. Янов-Яновский. В соответствии с постановлением президента от 15 августа 2018 года «Об организации деятельности Союза композиторов и бастакоров Узбекистана», углубляются наши творческие связи с ГАБТ имени А. Навои и другими музыкальными и общественными организациями. Таким образом, мы осуществляем одно из приоритетных направлений государственной политики в настоящее время - воспитание молодёжи, подготовку квалифицированных кадров и их приобщение к более глубокому изучению музыки, что влияет, в целом, на развитие музыкальной культуры нашей страны».

В заключение вступительной речи Р.А. Абдуллаев пожелал участникам музыкально-поэтической программы, охватывающей великие произведения композиторов мира и русской поэзии, и всем зрителям успешного концерта и передал слово автору композиции и преамбул, режиссёру, чтецу-декламатору, заслуженному деятелю искусств Узбекистана – А.Е. Слониму.




          Андрей Евсеевич, согласно многолетней традиции ведения концертов, анонсировал каждое выступление ведущих солистов ГАБТ кратким рассказом об авторе и эпохе создания представляемого сочинения. Таким образом, на глазах у зрителей складывался своеобразный целостный сценарий концерта-антологии в многоплановости мира художественных произведений, объединённых одной темой «Аве, Мария!».

          Основа концерта была составлена из католических молитв, обращённых к Богоматери, объединивших авторов разных стран, эпох и стилей. Образ Девы Марии стал Музой для многих великих композиторов. Они посвящали ей свои музыкальные произведения. К каноническому тексту Евангелия от Луки, который на русском звучит как «Богородице, Дево, радуйся», обращались итальянцы Джулио Каччини и Франческо Паоло Тости, француз Камиль Сен-Санс, немец Генрих Маршнер и многие другие композиторы вплоть до ХХ века. У слушателей была возможность сравнить «Ave, Maria!» Баха-Гуно, Шуберта, Каччини, Маршнера, Верди и других композиторов. Ведущие солисты ГАБТ им. А. Навои помогли раскрыть и донести до публики своеобразное восприятие каждого автора и одновременно неповторимо, по-своему, озвучить великий и вечный смысл Священного текста. В итоге, несмотря на общую тему, все номера концерта оказались удивительно контрастными – размеренность и кажущееся спокойствие одних оттеняли торжественность и доверительность других.

В формировании программы, в детальнейшей отделке каждого номера чувствовалась огромная работа концертмейстера Людмилы Слоним со всеми участниками концерта. Она выражалась и в страстной экспрессии, и утончённости ансамблевого исполнения, и в контрастности стилистических манер и характерных штрихов каждого из этих шедевров... В ходе программы чётко обозначилось нечто важное, истинное величие темы, на что мы не вполне глубоко устремляем внимание в нашей обыденной жизни. Образ Матери Божией предстал идеалом высшей Любви, несказанной чистоты, всесильной верности, невероятной красоты и совершенным воплощением женского начала. Мать, дающая жизнь, носительница божественной и человеческой Любви, скорбно оплакивающая великую жертву своего божественного Сына, – все эти замечательные ипостаси великого и пресветлого образа необычайно нужны нам сегодня для осознания высших человеческих ценностей в мире, полном противоречий, тревог и драматизма событий. Замечательная обширная программа и высококлассное исполнение каждого номера нацелили души зрителей на этот венок необычайных добрых и светлых человеческих свойств. Не побоюсь отметить, что такой полной и разнообразной антологии произведений на эту тему практически не звучало ни в нашей стране, ни даже за её пределами...



          Программу открыл великолепный дуэт Лятифе Абиевой (сопрано) и Анастасии Юдиной (меццо-сопрано), в котором рефреном прозвучало страстное желание «Хочу молиться!..». Митрополит Серафим (Чичагов) - автор музыки и стихов. Этот органичный дуэт под чутким аккомпанементом на фортепиано опытного концертмейстера театра Людмилы Слоним с первых звуков дал высокую установку зрителям на полёт к высшим духовным сферам.

Далее заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова (сопрано), лауреаты международных конкурсов: Гульнар Альджанова (сопрано), Яника Багрянская (меццо-сопрано), Лятифе Абиева (сопрано), Анастасия Юдина (меццо-сопрано), Анжелика Мухаметзянова (сопрано), Дильбар Салихджанова (сопрано), Елена Шавердова (сопрано), Марина Полякова (сопрано), а также – солисты симфонического оркестра театра – лауреат республиканских конкурсов, концертмейстер оркестра ГАБТ имени А. Навои Лола Игамназарова (скрипка), Огульнабат Юсупова (виолончель),

Надежда Овчинникова (флейта), Людмила Слоним (партия фортепиано) великолепно справились с задачей передать то или иное настроение авторов композиций, прославляющих символ чистоты и красоты и воспевающих самые высокие человеческие чувства.

«Ave, Maria!» — название более сорока музыкальных произведений, большинство из которых ассоциировано с христианской молитвой «Аве, Мария!»: 16 из них прозвучали в одной полуторачасовой концертной программе. В том же радостном, боговдохновенном – и одновременно искренне человечном ключе были исполнены арии из опер на эту тему: Дж. Верди («Отелло) – Гульшан Азизова (сопрано); П. Масканьи («Сельская честь») – Дильбар Салихджанова (сопрано); и чисто музыкальные произведения А. Пьяцолло (Лола Игамназарова – скрипка); «Размышление» из оперы Ж. Масканьи («Таис») – Лола Игамназарова (скрипка) и многие другие. Об этих замечательных скрипичных «монологах» стоит сказать особо – в исполнении талантливой Лолы Игамназаровой в ансамбле с Людмилой Слоним голос скрипки без слов поведал нам о всесилии и ранимости Любви, о безбрежности милосердия, о величии Добра...

И.С. Бах (1685-1750) писал музыку, дотоле неслыханную в Германии. «Она была слишком хороша для этих господ, слишком возвышалась над их ограниченностью», - пишет его биограф. Бах составил сборник фуг «Kunst der Fuge» («Искусство фуги»). Он же установил на многие поколения вперёд темперированный строй в сборнике «ХТК», ставшем пособием для каждого пианиста. Первая прелюдия из этого сборника и послужила Шарлю Гуно, французскому композитору, жившему и творившему в XIX веке, основой написания великого творения «Аве, Мария!». Анжелика Мухаметзянова исполнила это произведение как гимн материнской любви и поэтому оно стало близко каждому слушателю в зале.

Андрей Слоним рассказал историю создания Ф. Шубертом песни-молитвы «Аве, Мария!». В 1825 г. Шуберт познакомился с поэмами шотландского поэта Вальтера Скотта в их немецких переводах. Поскольку Скотт был очень популярным поэтом и романистом, Шуберт решил, что, если ему удастся издать свои песни на его стихи одновременно с английским текстом и по-немецки, он станет лучше известен за пределами Австрии. Шуберт отбирает семь из тринадцати песен, входящих в поэму «Дева озера» Вальтера Скотта. «Третья песнь Эллен» и есть знаменитая «Aве, Мария!».

    Необычайный успех песни «Aве, Мария!» оказался для Шуберта неожиданностью. Песня Шуберта, вызвавшая восторг любителей музыки уже при своём рождении, ничуть не потеряла в своей популярности, а, наоборот, за прошедшие вот уже два века, покорила миллионы сердец. Одним из самых известных исполнителей песни Робертино Лоре́тти — итальянский певец, в подростковом возрасте (в первой половине 1960-х годов) завоевавший мировую известность. В Союзе композиторов Узбекистана её исполнила Анжелика Мухаметзянова на немецком и русском языках в сопровождении фортепиано (Людмила Слоним) и виолончели (Огульнабат Юсупова): это придало особую текучесть и глубину мелодии и подчеркнуло выразительность красивого сопрано ведущей солистки театра. Текст, который Шуберт положил на музыку в «Аве, Мария!» - это свободный перевод с английского на немецкий Филиппа Адама Шторка. В русских изданиях песни утвердился перевод русского поэта Алексея Плещеева. В исполнении Анжелики Мухаметзяновой молитва Богоматери предстала не бурной и смятенной, а ровной и спокойно лучистой.



Многие исполненные произведения в программе концерта достаточно хорошо известны, а вот «Аве, Мария!» выдающегося современного азербайджанского композитора Ф. Бадалбейли, лично подаренное на одном из музыкальных фестивалей ведущей солистке ГАБТ имени А. Навои, стало для всех открытием. В концерте этим раритетом поделилась его обладательница Анастасия Юдина. В католической молитве в душевном исполнении русской солистки неожиданно для всех органично прозвучали трогательные восточные мотивы.

Другим сюрпризом в программе стала раскрытая А.Е. Слонимом самая яркая мистификация в музыкальном мире ХХ века – история, связанная с именем малоизвестного советского композитора Владимира Вавилова. Музыкальное произведение «Ave, Maria!» Владимира Фёдоровича Вавилова некоторое время приписывалось сначала неизвестному сочинителю, затем — итальянскому средневековому композитору Джулио Каччини.



У меня в доме с семидесятых годов прошлого века хранится диск «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Два произведения на виниловой пластинке, действительно, были мелодиями того времени – это итальянский танец «Спандольетта» и народная английская песня «Зелёные рукава». Всё остальное написал сам Вавилов. И то, что он написал, приписал композиторам Винченцо Галилею, Нейзидлеру, Франческо ди Милано, Джулио Каччини. Малый гений, малоизвестный гитарист, аккомпаниатор, любивший старинную музыку, коллекционировавший гитары и лютни, жил обычной жизнью, любил музыку, окончил музыкальную школу, попал на войну, был ранен, ожил, женился, концертировал, любил собирать гитары, мечтал достать лютню, скончался в 1973 году, к сожалению, очень рано, в 47 лет. Так получилась одна из самых грандиозных и удачных мистификаций XX века в области музыки. Его мелодию теперь исполняют по всему миру вместе с музыкой Шуберта, Генделя и Баха. На концерте в Союзе композиторов Узбекистана это прекрасное произведение воспроизвела Гульшан Азизова (сопрано) в сопровождении виолончели (Огульнабат Юсупова) и флейты (Надежда Овчинникова). В самой музыкальной ткани произведения наряду с чудом грации, чистоты, гармонии проявлялись черты эклектичного музыкального языка XX века – и одновременно искусная стилизация в духе знаменитых барочных творений.





          Молитвенным песнопениям вторило поэтическое Слово. Продолжить воспарение ввысь и ощутить прикосновение к великому позволили стихи Александра Блока («Девушка пела в церковном хоре…») и Владимира Набокова («Мать») в артистичной декламации Андрея Слонима. И как во всех композициях Андрея Евсеевича, они оказались не только на редкость органичными, но и позволившими заново оценить и понять всю трагичность мятежного ХХ века, буквально, с событий его первых лет.

          С высоты сегодняшнего дня мы поражаемся, как оба художника оказались пророками. Блок в Санкт-Петербурге в 1905 году - кровавой зари, обещающей 9 января, расстрел мирной демонстрации, Порт-Артур и Цусиму — крупнейшие поражения русской армии и русского флота в Русско-японской войне - пророчески завершает свой стих строкой: «Никто не придёт назад». Владимир Набоков - в 1925 – задолго до начала Второй мировой войны и бесовского разгула фашизма на Земле ставит ребром вопрос о земной человеческой трагедии Богоматери, пожертвовавшей сыном ради спасения всего человечества: «Что, если у неё остался бы Христос / и плотничал, и пел? / Что, если этих слёз / не стоит наше искупленье?». Оба поэта смогли прозреть трагическую связь между конкретным фактом и его символическим значением. В прочтении Андрея Слонима эти два поэтических монолога предстали и различными по краскам, и едиными в драматизме своего содержания, ассоциаций, неразрывной связи со смутами современного мира.



          Концерт духовной музыки и поэзии, замечательно соединивший в единое и нераздельное целое два нерушимых начала – небесное и земное, –   дал возможность участникам программы и многочисленным зрителям, до отказа заполнившим зал СК РУз, воспарить ввысь навстречу Священной весне, о которой когда-то писал Александр Блок и которую пожелал всем присутствующим автор уникального проекта, впервые так успешно воплощённого в Узбекистане, - А.Е. Слоним. Непреходящее значение и обаяние Девы Марии в истории человечества, культуры и искусства, пожалуй, никого не оставило равнодушным … По многочисленным просьбам общественности, этот концерт с небольшими изменениями повторится первого марта в 17 часов в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ.  

 Гуарик Багдасарова

Фото: Ирина Щур

Комментариев нет :

Отправить комментарий