В череде пасмурных дней, выпавших на
четвёртую неделю последнего зимнего месяца, 22 02 21 выдалась по-настоящему
чудесная весенняя погода. Мягкое солнце прогревало свежие зелёные газоны и ярко
освещало обновлённый фасад Союза композиторов и бастакоров Узбекистана после
его реорганизации два года назад. Любителей классической музыки радушно
встречал и провожал в уютный концертный зал председатель СК РУз, заслуженный
деятель искусств Узбекистана, профессор Рустам Абдуллаев.
Открывая
концерт-антологию под обобщающим названием «Аве, Мария!», Рустам Абдуллаевич
напомнил гостям, что Союз композиторов и бастакоров Республики Узбекистан был
основан в 1938 году и уже более восьмидесяти лет является неотъемлемой частью
музыкальной жизни нашей страны – он объединяет более 120 композиторов и
музыковедов, помогает деятельности учебных заведений, организует фестивали,
концерты, конкурсы и лекции, мастер-классы.
«В
этом зале, – подчеркнул известный узбекский композитор, – представляли своё
творчество выдающиеся деятели музыкальной культуры: Дмитрий Шостакович, Арам
Хачатурян, такие отечественные корифеи, как Е. Финченко, Д. Штерн, А.
Джаббаров, Р. Вильданов, А. Малахов, Ф. Янов-Яновский. В соответствии с
постановлением президента от 15 августа 2018 года «Об организации деятельности
Союза композиторов и бастакоров Узбекистана», углубляются наши творческие связи
с ГАБТ имени А. Навои и другими музыкальными и общественными организациями.
Таким образом, мы осуществляем одно из приоритетных направлений государственной
политики в настоящее время - воспитание молодёжи, подготовку квалифицированных
кадров и их приобщение к более глубокому изучению музыки, что влияет, в целом,
на развитие музыкальной культуры нашей страны».
В
заключение вступительной речи Р.А. Абдуллаев пожелал участникам
музыкально-поэтической программы, охватывающей великие произведения
композиторов мира и русской поэзии, и всем зрителям успешного концерта и
передал слово автору композиции и преамбул, режиссёру, чтецу-декламатору,
заслуженному деятелю искусств Узбекистана – А.Е. Слониму.
Андрей Евсеевич, согласно многолетней
традиции ведения концертов, анонсировал каждое выступление ведущих солистов
ГАБТ кратким рассказом об авторе и эпохе создания представляемого сочинения.
Таким образом, на глазах у зрителей складывался своеобразный целостный сценарий
концерта-антологии в многоплановости мира художественных произведений,
объединённых одной темой «Аве, Мария!».
Основа
концерта была составлена из католических молитв, обращённых к Богоматери,
объединивших авторов разных стран, эпох и стилей. Образ Девы Марии стал Музой
для многих великих композиторов. Они посвящали ей свои музыкальные
произведения. К каноническому тексту Евангелия от Луки, который на русском
звучит как «Богородице, Дево, радуйся», обращались итальянцы Джулио Каччини и
Франческо Паоло Тости, француз Камиль Сен-Санс, немец Генрих Маршнер и многие
другие композиторы вплоть до ХХ века. У слушателей была возможность сравнить
«Ave, Maria!» Баха-Гуно, Шуберта, Каччини, Маршнера, Верди и других композиторов.
Ведущие солисты ГАБТ им. А. Навои помогли раскрыть и донести до публики
своеобразное восприятие каждого автора и одновременно неповторимо, по-своему,
озвучить великий и вечный смысл Священного текста. В итоге, несмотря на общую
тему, все номера концерта оказались удивительно контрастными – размеренность и
кажущееся спокойствие одних оттеняли торжественность и доверительность других.
В
формировании программы, в детальнейшей отделке каждого номера чувствовалась
огромная работа концертмейстера Людмилы Слоним со всеми участниками концерта.
Она выражалась и в страстной экспрессии, и утончённости ансамблевого
исполнения, и в контрастности стилистических манер и характерных штрихов
каждого из этих шедевров... В ходе программы чётко обозначилось нечто важное,
истинное величие темы, на что мы не вполне глубоко устремляем внимание в
нашей обыденной жизни. Образ Матери Божией предстал идеалом высшей Любви,
несказанной чистоты, всесильной верности, невероятной красоты и совершенным
воплощением женского начала. Мать, дающая жизнь, носительница божественной и
человеческой Любви, скорбно оплакивающая великую жертву своего божественного
Сына, – все эти замечательные ипостаси великого и пресветлого образа необычайно
нужны нам сегодня для осознания высших человеческих ценностей в мире, полном
противоречий, тревог и драматизма событий. Замечательная обширная программа и
высококлассное исполнение каждого номера нацелили души зрителей на этот венок
необычайных добрых и светлых человеческих свойств. Не побоюсь отметить, что
такой полной и разнообразной антологии произведений на эту тему практически не
звучало ни в нашей стране, ни даже за её пределами...
Программу открыл великолепный дуэт
Лятифе Абиевой (сопрано) и Анастасии Юдиной (меццо-сопрано), в котором рефреном
прозвучало страстное желание «Хочу молиться!..». Митрополит Серафим (Чичагов) -
автор музыки и стихов. Этот органичный дуэт под чутким аккомпанементом на
фортепиано опытного концертмейстера театра Людмилы Слоним с первых звуков дал
высокую установку зрителям на полёт к высшим духовным сферам.
Далее
заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова (сопрано), лауреаты
международных конкурсов: Гульнар Альджанова (сопрано), Яника Багрянская
(меццо-сопрано), Лятифе Абиева (сопрано), Анастасия Юдина (меццо-сопрано),
Анжелика Мухаметзянова (сопрано), Дильбар Салихджанова (сопрано), Елена
Шавердова (сопрано), Марина Полякова (сопрано), а также – солисты
симфонического оркестра театра – лауреат республиканских конкурсов,
концертмейстер оркестра ГАБТ имени А. Навои Лола Игамназарова (скрипка),
Огульнабат Юсупова (виолончель),
Надежда
Овчинникова (флейта), Людмила Слоним (партия фортепиано) великолепно справились
с задачей передать то или иное настроение авторов композиций, прославляющих
символ чистоты и красоты и воспевающих самые высокие человеческие чувства.
«Ave,
Maria!» — название более сорока музыкальных произведений, большинство из
которых ассоциировано с христианской молитвой «Аве, Мария!»: 16 из них
прозвучали в одной полуторачасовой концертной программе. В том же радостном,
боговдохновенном – и одновременно искренне человечном ключе были исполнены арии
из опер на эту тему: Дж. Верди («Отелло) – Гульшан Азизова (сопрано); П.
Масканьи («Сельская честь») – Дильбар Салихджанова (сопрано); и чисто
музыкальные произведения А. Пьяцолло (Лола Игамназарова – скрипка);
«Размышление» из оперы Ж. Масканьи («Таис») – Лола Игамназарова (скрипка) и
многие другие. Об этих замечательных скрипичных «монологах» стоит сказать особо
– в исполнении талантливой Лолы Игамназаровой в ансамбле с Людмилой Слоним
голос скрипки без слов поведал нам о всесилии и ранимости Любви, о безбрежности
милосердия, о величии Добра...
И.С.
Бах (1685-1750) писал музыку, дотоле неслыханную в Германии. «Она была слишком
хороша для этих господ, слишком возвышалась над их ограниченностью», - пишет
его биограф. Бах составил сборник фуг «Kunst der Fuge» («Искусство фуги»). Он
же установил на многие поколения вперёд темперированный строй в сборнике «ХТК»,
ставшем пособием для каждого пианиста. Первая прелюдия из этого сборника и
послужила Шарлю Гуно, французскому композитору, жившему и творившему в XIX
веке, основой написания великого творения «Аве, Мария!». Анжелика Мухаметзянова
исполнила это произведение как гимн материнской любви и поэтому оно стало
близко каждому слушателю в зале.
Андрей
Слоним рассказал историю создания Ф. Шубертом песни-молитвы «Аве, Мария!». В
1825 г. Шуберт познакомился с поэмами шотландского поэта Вальтера Скотта в их
немецких переводах. Поскольку Скотт был очень популярным поэтом и романистом,
Шуберт решил, что, если ему удастся издать свои песни на его стихи одновременно
с английским текстом и по-немецки, он станет лучше известен за пределами
Австрии. Шуберт отбирает семь из тринадцати песен, входящих в поэму «Дева
озера» Вальтера Скотта. «Третья песнь Эллен» и есть знаменитая «Aве, Мария!».
Необычайный успех
песни «Aве, Мария!» оказался для Шуберта неожиданностью. Песня Шуберта,
вызвавшая восторг любителей музыки уже при своём рождении, ничуть не потеряла в
своей популярности, а, наоборот, за прошедшие вот уже два века, покорила
миллионы сердец. Одним из самых известных исполнителей песни Робертино Лоре́тти
— итальянский певец, в подростковом возрасте (в первой половине 1960-х годов)
завоевавший мировую известность. В Союзе композиторов Узбекистана её исполнила
Анжелика Мухаметзянова на немецком и русском языках в сопровождении фортепиано
(Людмила Слоним) и виолончели (Огульнабат Юсупова): это придало особую
текучесть и глубину мелодии и подчеркнуло выразительность красивого сопрано
ведущей солистки театра. Текст, который Шуберт положил на музыку в «Аве,
Мария!» - это свободный перевод с английского на немецкий Филиппа Адама Шторка.
В русских изданиях песни утвердился перевод русского поэта Алексея Плещеева. В
исполнении Анжелики Мухаметзяновой молитва Богоматери предстала не бурной и
смятенной, а ровной и спокойно лучистой.
Многие
исполненные произведения в программе концерта достаточно хорошо известны, а вот
«Аве, Мария!» выдающегося современного азербайджанского композитора Ф.
Бадалбейли, лично подаренное на одном из музыкальных фестивалей ведущей
солистке ГАБТ имени А. Навои, стало для всех открытием. В концерте этим
раритетом поделилась его обладательница Анастасия Юдина. В католической молитве
в душевном исполнении русской солистки неожиданно для всех органично прозвучали
трогательные восточные мотивы.
Другим
сюрпризом в программе стала раскрытая А.Е. Слонимом самая яркая мистификация в
музыкальном мире ХХ века – история, связанная с именем малоизвестного советского
композитора Владимира Вавилова. Музыкальное произведение «Ave, Maria!»
Владимира Фёдоровича Вавилова некоторое время приписывалось сначала
неизвестному сочинителю, затем — итальянскому средневековому композитору Джулио
Каччини.
У
меня в доме с семидесятых годов прошлого века хранится диск «Лютневая музыка
XVI–XVII веков». Два произведения на виниловой пластинке, действительно, были
мелодиями того времени – это итальянский танец «Спандольетта» и народная
английская песня «Зелёные рукава». Всё остальное написал сам Вавилов. И то, что
он написал, приписал композиторам Винченцо Галилею, Нейзидлеру, Франческо ди
Милано, Джулио Каччини. Малый гений, малоизвестный гитарист, аккомпаниатор,
любивший старинную музыку, коллекционировавший гитары и лютни, жил обычной
жизнью, любил музыку, окончил музыкальную школу, попал на войну, был ранен,
ожил, женился, концертировал, любил собирать гитары, мечтал достать лютню,
скончался в 1973 году, к сожалению, очень рано, в 47 лет. Так получилась одна
из самых грандиозных и удачных мистификаций XX века в области музыки. Его
мелодию теперь исполняют по всему миру вместе с музыкой Шуберта, Генделя и
Баха. На концерте в Союзе композиторов Узбекистана это прекрасное произведение
воспроизвела Гульшан Азизова (сопрано) в сопровождении виолончели (Огульнабат
Юсупова) и флейты (Надежда Овчинникова). В самой музыкальной ткани произведения
наряду с чудом грации, чистоты, гармонии проявлялись черты эклектичного
музыкального языка XX века – и одновременно искусная стилизация в духе знаменитых
барочных творений.
Молитвенным песнопениям вторило поэтическое Слово. Продолжить воспарение ввысь и ощутить прикосновение к великому позволили стихи Александра Блока («Девушка пела в церковном хоре…») и Владимира Набокова («Мать») в артистичной декламации Андрея Слонима. И как во всех композициях Андрея Евсеевича, они оказались не только на редкость органичными, но и позволившими заново оценить и понять всю трагичность мятежного ХХ века, буквально, с событий его первых лет.
С
высоты сегодняшнего дня мы поражаемся, как оба художника оказались пророками.
Блок в Санкт-Петербурге в 1905 году - кровавой зари, обещающей 9 января,
расстрел мирной демонстрации, Порт-Артур и Цусиму — крупнейшие поражения
русской армии и русского флота в Русско-японской войне - пророчески завершает
свой стих строкой: «Никто не придёт назад». Владимир Набоков - в 1925 – задолго
до начала Второй мировой войны и бесовского разгула фашизма на Земле ставит
ребром вопрос о земной человеческой трагедии Богоматери, пожертвовавшей сыном
ради спасения всего человечества: «Что, если у неё остался бы Христос / и
плотничал, и пел? / Что, если этих слёз / не стоит наше искупленье?». Оба поэта
смогли прозреть трагическую связь между конкретным фактом и его символическим
значением. В прочтении Андрея Слонима эти два поэтических монолога предстали и
различными по краскам, и едиными в драматизме своего содержания, ассоциаций,
неразрывной связи со смутами современного мира.
Концерт
духовной музыки и поэзии, замечательно соединивший в единое и нераздельное целое
два нерушимых начала – небесное и земное, –
дал возможность участникам программы и многочисленным зрителям, до
отказа заполнившим зал СК РУз, воспарить ввысь навстречу Священной весне, о
которой когда-то писал Александр Блок и которую пожелал всем присутствующим
автор уникального проекта, впервые так успешно воплощённого в Узбекистане, -
А.Е. Слоним. Непреходящее значение и обаяние Девы Марии в истории человечества,
культуры и искусства, пожалуй, никого не оставило равнодушным … По
многочисленным просьбам общественности, этот концерт с небольшими изменениями
повторится первого марта в 17 часов в Ташкентской и Узбекистанской епархии
РПЦ.
Гуарик
Багдасарова
Фото: Ирина Щур
Комментариев нет :
Отправить комментарий